Программа

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД №32 «ДЮЙМОВОЧКА»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад №32 «Дюймовочка»
Протокол № ____
от «____» _______ 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад №32 «Дюймовочка»
_____________ Т.Ю. Котова
Приказ №___
от «____» ______ 2025г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

Направленность – физкультурно-спортивная
Срок реализации программы – 2 года
Тип программы – общеразвивающая
Вид программы – модифицированная
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Составитель: _______________________
педагог дополнительного образования

Керчь
2025

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматная азбука» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
6. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
13. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем
развития дополнительного
образования детей» (в действующей редакции);
14. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
16. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
17. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
19. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
20. Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
3

21. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
22. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
№ ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
23. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
24. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
25. Устав образовательной организации;
26. Локальные акты образовательной организации.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской
программы обучения дошкольников «Шахматы. Первый год или учусь и учу»,
И. Г. Сухин, издательство «Духовное возрождение», Обнинск, 2021,
«Шахматы, второй год или учусь и учу», И. Г. Сухин, издательство «Духовное
возрождение», Обнинск, 2012.
Направленность
спортивная.

Программы

«Шахматная

азбука»:

физкультурно-

Программа направлена:
- на общее развитие ребёнка посредством вовлечения его в интеллектуальноспортивную среду;
- на обучение детей основам шахматной игры, способствующей развитию всех
психических процессов: внимания, памяти, всех форм мышления, а также
развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств
личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии
решения.

4

Актуальность Программы продиктована требованием времени. Обучение
игре в шахматы с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству
сотням тысяч детей.
Шахматы по своей природе - игра. Именно так их воспринимают
начинающие обучение дети. Но в современном мире они превратились в
сложный и конкурентоспособный вид спорта, требующий от юных игроков не
только стратегического мышления, но и значительных личностных качеств.
Детские шахматные соревнования, нацеленные на спортивный результат,
создают уникальную среду для развития личности ребенка, формируя в нем
набор социально значимых навыков, часто недоступных в других областях.
Спорт, и шахматы в особенности, воспитывают целеустремленность, упорство
и выносливость – способность преодолевать трудности и не сдаваться перед
лицом поражения.
Ребенок, играющий в шахматы, учится концентрировать внимание на
протяжении длительного времени, развивая навык глубокой фокусировки,
крайне важный в современном мире, переполненном отвлекающими
факторами. Более того, шахматы культивируют смелость в принятии решений –
умение быстро оценить ситуацию на доске и сделать оптимальный ход, даже
под давлением времени и соперника. Такая способность к быстрому анализу и
синтезу информации важна не только в спорте, но и в любой профессиональной
сфере.
Шахматы также требуют умения рассчитывать и планировать свои шаги,
способности предвидеть последствия своих действий на несколько ходов
вперед. Эта стратегическая мысль, развиваемая в шахматной игре, незаменима
в решении сложных задач в жизни.
Социальная значимость шахмат подтверждается ростом их популярности во
всем мире. Международные организации активно пропагандируют шахматы,
проводятся крупные турниры и олимпиады, что свидетельствует о глобальном
признании этого вида спорта как эффективного средства интеллектуального и
личностного развития. Эта интеллектуальная игра становится все более
востребованным занятием, способствующим гармоничному развитию личности
и подготовке к успешной деятельности в любой сфере.
В заключение можно сказать, что шахматы – это не просто игра, это
уникальный инструмент, способствующий всестороннему развитию личности
ребенка. Сочетание спортивной составляющей, научного подхода и
художественного творчества делает шахматы уникальным средством
воспитания ценных качеств и развития интеллектуальных способностей,
подготавливая детей к успешной жизни в сложном и динамичном современном
мире. Они развивают не только интеллект, но и волевые качества, формируя
цельную и гармонично развитую личность.

5

Новизна Программы
Введение шахмат в дошкольное образование – это не просто развлечение, а
мощный инструмент всестороннего развития ребёнка, позволяющий
реализовать передовые педагогические идеи. Занятия, построенные на
активном участии детей, превращаются в увлекательное путешествие в мир
логики, стратегии и креативного мышления. Вместо пассивного восприятия
информации, дети становятся активными исследователями, наблюдая за ходом
игры, сравнивая различные стратегии, классифицируя фигуры по их
возможностям, группируя их для достижения определённых целей и, что
особенно важно, самостоятельно делая выводы и выявляя закономерности.
Успех подобных занятий во многом зависит от методики преподавания.
Стандартные подходы должны быть дополнены широким арсеналом
занимательных методик. Это использование игровых ситуаций, дидактических
сказок, специально разработанных дидактических игр, а также интеграция
шахматных принципов в другие области развития ребенка. Например,
словесные игры на шахматной доске, где дети учатся описывать позиции и
планировать ходы, развивают речь и словарный запас, закрепляют навыки
чтения по слогам. Математические игры, использующие шахматное поле как
координатную систему, способствуют развитию математических способностей,
пониманию понятий координат и пространственного мышления. Головоломки,
лабиринты, ориентированные на шахматную тематику, тренируют логическое
мышление и умение находить решения в сложных ситуациях. Даже подвижные
игры, использующие шахматные элементы, например, имитацию ходов фигур в
пространстве, способствуют развитию координации движений, реакции и
быстроты мышления. Программа обучения должна быть гибкой и
адаптированной к возрасту детей. Для малышей приоритетом является
знакомство с фигурами, их ходами и простейшими тактическими приёмами.
Постепенно, с возрастом, сложность задач увеличивается, вводятся новые
концепции, такие как позиционная игра, эндшпили, комбинационные мотивы.
Для эффективного обучения необходимо использовать различные
педагогические технологии: проектные методы, позволяющие детям
самостоятельно ставить цели и находить решения; интерактивные методы,
стимулирующие активное взаимодействие детей между собой и с педагогом;
ролевые игры, позволяющие детям вжиться в роль шахматных фигур и
прочувствовать особенности их поведения на доске. Все это способствует
развитию творческих способностей и креативности.
Важнейший аспект – это создание позитивной и стимулирующей
атмосферы. Успех ребёнка должен поощряться, неудачи рассматриваться как
возможность для обучения и роста. Конкурентный элемент в шахматах важен,
6

но он должен быть сбалансирован поддержкой и сотрудничеством. Работа в
парах и группах, взаимная помощь и обсуждение стратегий – не менее важная
часть процесса обучения. Это помогает детям научиться работать в команде,
развивает коммуникативные навыки и умение находить компромиссы.
Кроме этого, шахматы улучшают мелкую моторику, координацию глаз и
рук, способствуют развитию пространственного мышления.
Обучение игре в шахматы — это инвестиция в будущее ребёнка, это
открытие дороги к творчеству, развитию интеллекта и формированию важных
личностных качеств. Это не только игра, но и мощный инструмент для
гармоничного развития личности, позволяющий детям не отстать в развитии от
своих сверстников, а в некоторых аспектах даже опередить их. Успешно
внедрённая программа обучения шахматам в детском саду может стать
гордостью учреждения и положительным примером для других дошкольных
организаций.
Педагогическая целесообразность данной Программы заключается в
успешном развитии у учащихся навыков практической и аналитической
деятельности, развитием таких личностных качеств, как абстрактное
мышление, стрессоустойчивость, внимательность.
Правильно составленная программа ориентирована на развитие личности
ребёнка, а не просто на усвоение правил игры. Она должна учитывать
индивидуальные особенности каждого ребёнка, его темп обучения и
способности. В дошкольном учреждении на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, способствующая становлению личности
дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы представляют собой как упорный труд, так и источник множества
радостей. Поэтому целесообразно включить шахматные занятия в
образовательные программы детских учреждений, поскольку они способствуют
умственному развитию и подготовке детей к школе.
Отличительные особенности программы.
Образовательная программа по обучению шахматам разработана с учетом
возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в возрасте
5-7 лет. В этот период дети легко усваивают новое, и многие известные
гроссмейстеры начали играть именно в этом возрасте. Ключевую роль в
обучении дошкольников шахматам имеет специально организованная игровая
деятельность, использование методов игры и создание игровых ситуаций.
В возрасте 5-7 лет происходит интенсивное развитие мозга ребенка. В этот
период формируются произвольные формы памяти, развивается зрительная
7

память, воображение и модельно-образное мышление, а также знаковая и
символическая форма сознания.
Глен Доман в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» утверждает, что
интеллект является результатом мышления, а не наоборот. Он также
подчеркивает, что мозг развивается с его использованием, особенно у
маленьких детей. Поэтому раннее знакомство детей с шахматами через
программу «Шахматная азбука» имеет особое значение для психологического и
физиологического развития воспитанников дошкольного учреждения.
Какие же поведенческие и психологические аспекты могут быть затронуты
данной Программой? В этом возрасте дети, как правило, зависят от взрослых,
которые определяют их распорядок дня. Тем не менее, развитие
самостоятельности и творческого мышления особенно важно для
формирования личности ребенка, что происходит в старшем дошкольном
возрасте.
Введение элементов оценки, таких как оценка позиции, хода или действий
персонажей сказки, развивает способность правильно оценивать человеческие
действия, что в свою очередь способствует формированию адекватной
самооценки. Это особенно важно, так как в этом возрасте дети активно
развивают понимание человеческих отношений и действий, учатся выделять
элементы управления и соподчинения, а также формируют общественные
переживания и осмысленное восприятие окружающего мира.
Обязательное введение в занятие соревновательного элемента воспитывает в
учащихся спортивно-волевые качества (умение оценивать собственные силы,
принимать поражение, находить выход в любой ситуации, стремление к
победе).
А успешность ребенка в игре, как в самостоятельном творчестве, влияет на
развитие чувства собственного достоинства.
Таким образом, данная Программа влияет на развитие следующих качеств:
- воображение;
- память;
- мышление;
- умение производить действия «в уме»;
- творческие способности;
- самостоятельность;
- самооценка и оценка действий других;
- ориентация на общий смысл человеческих отношений;
- спортивно-волевые качества.
Из всего сказанного мы видим, что на детей 5-7 лет занятие шахматами по
данной Программе, несомненно, окажет благотворное влияние.
8

Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 5 лет до
7 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 2 года, 66 недель. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 66 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 2 года.
Реализация Программы
Таблица 1

Уровень
обучения

Год
обучения

Количество Количество Объем
учащихся
часов
программы
в группе
в неделю

Возраст
учащихся

стартовый

2 года

12-15 детей

5-7 лет

1 час

66 часов

Уровень Программы – стартовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых
тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы занятий.
Наполняемость в группе составляет 12-15 человек.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в неделю,
33 часа в год. Академический час – 30 минут.
9

1.2. Цели и задачи Программы:
Цель Программы: Обучение детей дошкольного возраста основам
шахматной игры, формирование у них интереса и любви к этому занятию, а
также подготовка их к последующим этапам развития. Создание благоприятной
среды для личностного и интеллектуального роста старших дошкольников, а
также развитие общей культуры через обучение игре в шахматы.
Общие задачи:
1) способствовать формированию у детей устойчивого интереса к шахматам;
2) помогать детям осваивать основные шахматные термины, такие как
шахматная доска, шахматное поле, фигуры, их ходы, взятие, начальная позиция
и взаимодействие фигур на доске;
3) развивать навыки сравнения, выявления и установления простейших
связей и отношений, а также умение самостоятельно решать и объяснять
задачи;
4) знакомить детей с правилами поведения во время шахматной партии и
обучать их действовать в соответствии с этими правилами.
Образовательные задачи:
1. Формировать у детей стойкий интерес к игре в шахматы.
2. Обеспечить понимание основных шахматных понятий, включая
шахматную доску, фигуры, ходы, правила и ценность фигур, а также такие
термины,
как
«рокировка»,
«пат»,
«мат»,
«ничья»,
«дебют»,
«миттельшпиль», «эндшпиль» и «шахматные часы».
3. Обучать правилам взаимодействия между партнерами в процессе
шахматной игры.
4. Развивать навыки использования знаний о шахматных фигурах в игровом
процессе.
5. Обеспечить успешное освоение детьми ключевых принципов ведения
шахматной партии.
6. Содействовать активному применению полученных знаний в
практических играх за шахматной доской.
7. Развивать пространственное мышление и воображение детей.
Развивающие задачи:
1) Способствовать развитию навыков сравнения, выявления связей и
самостоятельного решения учебных задач.
2) Развивать различные аспекты мышления, память, внимание,
наблюдательность и воображение.
3) Активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
4) Поощрять самостоятельное решение логических задач.
5) Формировать мотивацию к познанию и творчеству, создавая условия для
развития ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных,
социальных).
10

Воспитательная задача:
Воспитывать
усидчивость,
целеустремленность,
уверенность в себе и самостоятельность в выборе решений.

организованность,

Реализация поставленных целей и задач осуществляется через создание
необходимых условий, включая наличие специальной методической
литературы, технических средств обучения, наглядных пособий, раздаточного
материала и игр (головоломки, кроссворды, шахматное лото, викторины и др.)
1.2.1 Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
 Принцип
комплексной
реализации
целей:
образовательных,
развивающих, воспитывающих;
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 Принцип наглядности
 Принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
 Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
 Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной
деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные,
дидактические, подвижные, театрализованные.
11

Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают
репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.

игровой,

наглядный

и

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой
метод
предусматривает
использование
разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он
определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания
знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего
мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции > мотив > идея > расчёт > ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.

12

Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями
детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на
интерактивной доске;
- дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности данной образовательной Программы
Особенностью Программы является ее индивидуальный подход к
обучению ребенка. Такой подход имеет два главных аспекта. Во-первых,
воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с
учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий
жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Индивидуальный подход предполагает знание особенностей каждого ребёнка, с
включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не
только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может
выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели,
отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы
достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей
деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Игра в шахматы направлена на организацию содержательного досуга
воспитанников, удовлетворение их потребностей познавательной деятельности.
Игра в шахматы вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке.
13

Ребёнок, обучающийся этой игре, становится более собранным,
самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах.
Воспитательный потенциал программы по обучению шахматам в детском
саду заключается в воспитании усидчивости, целеустремлённости, воли,
организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии
решений.
Кроме того, шахматы способствуют взаимопониманию и укреплению
дружеских отношений.

1.4. Содержание Программы
Учебный план

Таблица 2

1-й год обучения
№

Тема занятия

Количество часов
всего

1

4.

Диагностическое
тестирование для
определения способностей к
обучению шахматной игре.
Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные
поля.
Расположение доски между
партнерами. Горизонтали и
вертикали.
Диагональ. Большие и
короткие диагонали.
Белые и черные фигуры

5.

1

Формы аттестации
теория практика и контроля
1
Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Виды шахматных фигур

1

1

6.

Начальное положение

1

1

7.

Ладья. Место ладьи в
начальном положении
Ход ладьи

1

Слон. Место слона в
начальном положении.
10. Ход слона.

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

2

3.

8.
9.

1

1

1

14

11. Ладья против слона.

1

12. Ферзь. Место ферзя в
начальном положении.
13. Ход ферзя.

1

1

1

1

14. Ферзь против ладьи и слона.

1

15. Конь. Место коня в
начальном положении.
16. Ход коня.

1

1

1

1

17. Конь против ферзя, ладьи и
слона.
18. Пешка. Место пешки в
начальном положении.
19. Ход пешки.

1

20. Пешка против ферзя, ладьи
и слона.
21 Король. Место короля в
начальном положении.
22. Ход короля.

1

1

1

23. Король против других
фигур.
24. Шах. Шах ферзем, конем,
слоном, ладьей и пешкой.
Защита от шаха.
25. Открытый шах. Двойной
шах.
26. Мат. Цель игры. Мат
ферзем, конем, слоном,
ладьей, пешкой.
27. Мат в один ход. Мат в один
ход ферзем, слоном, конем,
ладьей, пешкой (простые
примеры).
28. Мат в один ход. Сложные
примеры с большим
количеством фигур.
29. Ничья. Пат. Отличие пата от
мата. Варианты ничьей.
30. Рокировка. Длинная и
короткая рокировка.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

15

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

31. Игра всеми фигурами из
начального положения.
32. Общие рекомендации о
принципах разыгрывания
дебюта.
33. Демонстрация коротких
партий.
34. Повторение программного
материала. Диагностическое
тестирование для
определения уровня знаний.
35.
Итого часов

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

34

23

11

2-й год обучения
№

Тема занятия

Количество часов
всего

теория

Формы аттестации
практика и контроля
Педагогическое
наблюдение

Диагностическое
тестирование для
определения навыков и
умений.
Повторение пройденного
материала. Поля,
горизонталь, вертикаль,
центр.
Краткая история шахмат.

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей,
вертикалей и полей.
5. Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись
начального положения.
6. Краткая и полная шахматная
нотации. Запись партии.
7. Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
8.
Достижение материального
перевеса.
9. Способы достижения
материального перевеса.
10. Достижение материального
перевеса. Защита.

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

2

3.
4.

1

1

1

1
16

11. Техника матования
одинокого короля. Две
ладьи против короля.
12. Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
ладья против короля.
13. Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
король против короля.
14. Техника матования
одинокого короля. Ладья
И король против короля.
15. Достижение мата без
жертвы материала. Учебные
положения на мат в два
хода в эндшпиле.
16. Влияние на стратегию игры.
Цугцванг.
17. Учебные положения на мат в
два хода в миттельшпиле.
18. Учебные положения на мат в
два хода в дебюте.
19. Матовая комбинация.
Тема завлечения.
20. Матовая комбинация. Тема
отвлечения.
21 Матовая комбинация. Тема
блокировки.
22. Тема разрушения
королевского прикрытия.
23. Тема освобождения
пространства и уничтожения
защиты.
24. Другие темы комбинаций и
сочетание тематических
приёмов.
25. Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса.
26. Тема уничтожения защиты.
Тема связки.
27. Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия.
28. Тема превращения пешки.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1
17

Пед.наблюдение

29. Сочетание тактических
приемов.
30. Комбинации для достижения
ничьей. Патовые
комбинации.
31. Комбинации для достижения
ничьей. Вечный шах.
32. Типичные комбинации в
дебюте (простые примеры).
33. Типичные комбинации в
дебюте (усложненные
примеры).
34. Повторение программного
материала. Диагностическое
тестирование для
определения уровня знаний.
35.
Итого часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

34

13

21

Содержание учебного плана:
1-й год обучения
1.Раздел 1. Вводная тема. Знакомство.
Теория: Знакомство с группой. Организационные вопросы. Знакомство с
образовательной программой. Инструктаж по Технике безопасности.
Практика: вводная диагностика. Чтение-инсценировка сказки «Удивительные
приключения на Шахматной доске». Знакомство с шахматной доской. Черные и
белые поля.
2.Раздел 2. Шахматная доска.
Теория: Положение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали.
Чередование белых и черных горизонталей на шахматной доске.
Практика: Дидактические игры: «Горизонталь», «Вертикаль». «Назови адрес
фигур».
3.Раздел 3. Шахматная доска.
Теория: Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Большая
диагональ. Короткая диагональ. Центр. Форма центра. Количество полей в
центре.
Практика: Дидактические задания и игры: «Поиграем-угадаем», «Найди адрес
фигуры», «Диагональ»

18

4. Раздел 4. Шахматные фигуры.
Теория: Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране»
Практика: Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», «Запретная
фигура», «Поиграем-угадаем».
5. Раздел 5. Начальное положение.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит
свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями и начальным положением
фигур.
Практика: Дидактические задания и игры: «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
6. Раздел 6. Ладья.
Теория: Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Практика: Дидактические игры и задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
7. Раздел 7. Ладья
Практика: Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Игра
на уничтожение», «Ограничение подвижности».
8. Раздел 8. Слон.
Теория: Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольный
и чернопольный слон. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкие и
тяжелые фигуры.
Практика: Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Кратчайший
путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых».
9. Раздел 9. Слон.
Практика: Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного
поля», «Ограничение подвижности».
10. Раздел 10. Ладья против слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», Перехитри часовых», «Сними
часовых». Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Ограничение
подвижности».
11. Раздел 11. Ферзь.
Теория: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзьтяжелая фигура.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых».
19

12. Раздел 12. Ферзь
Практика: Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного
поля», «Ограничение подвижности».
13. Раздел 13. Ферзь против ладьи и слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
14. Раздел 14. Конь.
Теория: Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь- легкая
фигура.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых».
15. Раздел 15. Конь
Практика: Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного
поля», «Ограничение подвижности».
16. Раздел 16. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними
часовых».
Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
17. Раздел 17. Пешка.
Теория: Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки.
Практика: Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга».
Дидактические задания: «Один в поле воин», «Лабиринт».
18. Раздел 18. Пешка.
Практика: Дидактическая игра «Ограничение подвижности».
19. Раздел 19. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
Практика: Дидактические задания: «Атак неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых».
Дидактическая игра «Ограничение подвижности».
20

20. Раздел 20. Король.
Теория: Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не
бьют, но под бой его ставить нельзя.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых». Дидактические игры: «Игра на
уничтожение», «Захват контрольного поля».
21. Раздел 21. Король против других фигур.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические
игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение
подвижности».
22. Раздел 22. Шах.
Теория: Шах ферзем, слоном, ладьей, пешкой. Три способа защиты от шаха.
Практика: Дидактические задания: «Шах или не шах», «Пять шахов», «Шах с
выигрышем фигуры», «Защита от шаха».
23. Раздел 23. Шах.
Теория: Открытый шах. Двойной шах.
Практика: Дидактические задания: «Дай открытый шах», «Открытый шах с
выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем
фигуры», «Лучший шах». Дидактическая игра «Первый шах».
24. Раздел 24. Мат.
Теория: Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Практика: Дидактическое задание «Мат или не мат».
25. Раздел 25. Мат.
Теория: Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практика: Дидактическое задание «Мат в один ход».
26. Раздел 26. Мат.
Теория: Мат в один ход: сложные случаи с большим количеством фигур.
Практика: Дидактические задания: «Мат в один ход», «Пять матов»,
«Пропавшая фигура».
27. Раздел 27. Ничья. Пат.
Теория: Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Практика: Дидактическое задание «Пат или не пат».
21

28. Раздел 28. Рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: Дидактические задания: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй
фигуру».
29. Раздел 29. Шахматная партия.
Теория: Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том,
как лучше начинать шахматную партию).
Практика: Дидактическая игра «Два хода».
30. Раздел 30. Шахматная партия.
Теория: Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра
всеми фигурами из начального положения.
31. Раздел 31. Шахматная партия.
Теория: Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального
положения.
32. Раздел 32. Повторение пройденного материала. Диагностика.
Теория: Проведение итоговой диагностики. Проводится педагогическое
наблюдение, насколько хорошо обучающиеся освоили материал, который им
был введен за первый год обучения по программе «Шахматная азбука».
Проведение итогового занятия.
2-й год обучения
1.Раздел 1. Диагностическое тестирование для определения навыков и
умений.
Теория: Знакомство с группой. Организационные вопросы. Знакомство с
образовательной программой. Инструктаж по Технике безопасности.
Практика: Диагностическое тестирование для определения умений и навыков.
Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране».
2.Раздел 2. Повторение пройденного материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Поля, горизонталь, вертикаль,
центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат.
Практика: Игра всеми фигурами из начального положения.
3. Раздел 3. Краткая история шахмат.
Теория: Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и Шатрандж.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Практика: просмотр мультфильма «Шахматы». Дидактические задания:
«Убери лишние фигуры», «Ходят только белые». Дидактическая игра: «Кошкимышки»
22

4. Раздел 4. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей и
полей.
Теория: Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Практика: Дидактические задания: «Назови горизонталь», «Выложи
вертикаль», «Назови диагональ», «Назови поле», «Вижу цель». Игровая
практика.
5. Раздел 5. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения.
Теория: Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения
Практика: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Шахматная
эстафета», «Секретная фигура».
6. Раздел 6. Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.
Теория: Краткая и полная шахматная нотации. Запись шахматной партии.
Практика: Игровая практика с записью фрагмента шахматной партии.
Дидактическое задание «Переставь фигуру».
7. Раздел 7. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Теория: Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
Практика: Дидактические задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны».
Дидактические игры «Шахматный магазин».
8. Раздел 8. Достижение материального перевеса.
Теория: Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала» Игровая практика.
9. Раздел 9. Способы достижения материального перевеса.
Практика: Дидактические задания: «Выигрыш материала» (выигрыш пешки),
«Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).
10. Раздел 10. Достижение материального перевеса. Защита.
Практика: Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
11. Раздел 11. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против
короля.
Теория: Повторить понятие «Мат»
Практика: Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

23

12. Раздел 12. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против
короля.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в
два хода». Игровая практика.
13. Раздел 13. Техника матования одинокого короля. Ферзь и король
против короля.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «В угол»,
«На крайнюю линию», «Мат в один ход», «Мат в два хода», «Ограниченный
король». Игровая практика.
14. Раздел 14. Техника матования одинокого короля. Ладья и король
против короля.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода», «На крайнюю
линию». Игровая практика.
15. Раздел 15. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения
на мат в два хода в эндшпиле.
Теория: Введение понятия «эндшпиль». Стратегия игры в эндшпиле. Защита от
мата.
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода», «Защитись от
мата». Игровая практика.
16. Раздел 16. Влияние на стратегию игры. Цугцванг. Промежуточная
диагностика.
Теория: Введение понятия «цугцванг». Комбинации, основанные на цугцванге.
17. Раздел 17. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Теория: Введение понятия «миттельшпиль». Расстановка фигур в
миттельшпиле. Цугцванг в миттельшпиле. Защита от мата.
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода», «Защитись от
мата».
18. Раздел 18. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Теория: Введение понятия «дебют». Особенности развития действия в дебютеборьба за центр, быстрое развитие фигур и обеспечение безопасности короля.
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода», «Защитись от
мата». Игровая практика.
24

19. Раздел 19. Матовая комбинация. Тема завлечения.
Теория: Шахматные комбинации. Введение понятия «шахматная комбинация».
Темы комбинаций. Тема завлечения.
Практика: Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Решение
шахматных задач на завлечение. Игровая практика.
20. Раздел 20. Матовая комбинация. Тема отвлечения.
Теория: Шахматные комбинации. Тема отвлечения. Жертва фигуры для
отвлечения внимания.
Практика: Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
21. Раздел 21. Матовые комбинации. Тема блокировки.
Теория: Содержание приема, который поможет поставить мат.
Практика: Дидактическое задание «Мат в два хода». Игровая практика.
22. Раздел 22. Тема разрушения королевского прикрытия.
Теория: Разрушение пешечного прикрытия короля - это тактический прием,
цель которого ― организовать матовую атаку на короля соперника.
Практика: Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
23. Раздел 23. Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.
Теория: Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема
уничтожения защиты. Тема «рентгена» как тактического приема, при котором
дальнобойная фигура атакует фигуру, пешку или важное поле противника через
другую фигуру противника, стоящую на этой же линии. Некоторые
разновидности «рентгена»: вспышка, связка, засада, защита своей фигуры через
неприятельскую.
Практика: Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
24.Раздел 24. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Теория: Знакомство с шахматными комбинациями как последовательностью
ходов, задуманной с определенной целью: поставить мат, выиграть материал,
«залезть» в пат и так далее. Как правило, такие комбинации предполагают
принесение жертвы.
Практика: Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
25.Раздел 25. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
26. Раздел 26. Тема уничтожения защиты. Тема связки.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
уничтожения защиты. Тема связки.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
25

27. Раздел 27. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
перекрытия.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
28. Раздел 28. Тема превращения пешки.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
превращения пешки.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Дидактические игры: «Кошки-мышки», «Обжорный ряд», «Охота на коней»,
«Лабиринт».
29. Раздел 29. Сочетание тактических приемов.
Теория: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Сочетание тематических приемов.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Дидактические игры: «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля».
30. Раздел 30. Комбинации для достижения ничьей.
Теория: Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.
Практика: Дидактическое задание «Сделай ничью».
Спортивная игра «Шахматный марафон».
31. Раздел 31. Комбинации для достижения ничьей. Вечный шах.
Теория: Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.
Практика: Дидактическое задание «Сделай ничью».
Дидактические игры: «Двойной удар», «Борьба королей».
32. Раздел 32. Типичные комбинации в дебюте (простые примеры).
Теория: Основные принципы шахматного дебюта. Виды дебюта: итальянская
партия, сицилианская защита, ферзевый гамбит. Детский мат, как от него
защититься.
Практика: Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Дидактические игры: «Словесные игры на шахматной доске. Где обедал
воробей.», «Охота на слонов», «Охота на коней», «Обжорный ряд».
33. Раздел 33. Типичные комбинации в дебюте (усложненные
примеры).Теория: Повторение пройденного материала. Комбинации в начале
шахматной партии.
Практика: Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Просмотр мультфильма «Гамбит».
Игровая практика.
34. Раздел 34. Повторение изученного материала. Мониторинг.
Теория: Проводится педагогическое наблюдение, насколько хорошо
обучающиеся освоили материал, который им был введен за время обучения по
программе «Шахматная азбука».
26

1.5 Планируемые результаты.
Ребёнок развивается в личностном, интеллектуальном и социальном плане, у
него совершенствуются коммуникативные способности, инициативность,
толерантность и самостоятельность. Он получает теоретические знания и
практические навыки в шахматной игре.
В процессе обучения ребёнок осваивает новые виды деятельности:
дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования. В итоге он
должен уметь играть шахматную партию от начала до конца в соответствии с
правилами. Это свидетельствует о прочности знаний и умении применять их на
практике.
К концу 1 года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты.
Реализация образовательных задач:
1) у детей сформирован стойкий интерес к игре в шахматы;
2) дети знают основные шахматные понятия, включая шахматную доску,
фигуры, ходы фигур;
3) дети соблюдают правила взаимодействия между партнерами в процессе
шахматной игры;
4) у детей сформированы навыки использования знаний о шахматных
фигурах в игровом процессе;
5) у детей развито пространственное мышление и воображение.
Реализация развивающих задач:
1) посредством шахматной игры
активизировалась мыслительная
деятельность дошкольников;
2) дети проявляют самостоятельность в решение логических задач.
Реализация воспитательных задач:
1) дети проявляют усидчивость, целеустремленность, организованность,
уверенность в себе и самостоятельность в принятии решений.
К концу первого года обучения воспитанники будут знать:
 шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие,
стоять под боем;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения воспитанники будут уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности;
 правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
27

К концу второго года обучения
следующие результаты:

воспитанники продемонстрируют

Реализация образовательных задач:
1) у детей сформирован стойкий интерес к игре в шахматы.
2) дети знают основные шахматные понятия, включая шахматную и термины:
рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
3) дети соблюдают правила взаимодействия между партнерами в процессе
шахматной игры.
4) дети успешно освоили ключевые принципы ведения шахматной партии.
5) дети активно применяют полученные знания в практических играх за
шахматной доской.
6) у детей развито пространственное мышление и воображение.
Реализация развивающих задач:
1) посредством шахматной игры активизировалась мыслительная деятельность
дошкольников.
2) дети проявляют самостоятельность в решение логических задач.
3) у детей сформирована мотивация к познанию и творчеству, путем создания
условий для развития ключевых компетенций (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных).
Реализация воспитательных задач:
1) у детей развиты навыки сравнения, выявления связей и самостоятельного
решения учебных задач.
2) у детей развиты различные аспекты мышления, память, внимание,
наблюдательность и воображение.
К концу второго года обучения дети должны знать:
 шахматную позицию, шахматную нотацию и запись партии;
 что такое шах, мат, ничья, пат, вечный шах;
 «силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угрозы,
форсированный вариант;
 что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля;
 принципы игры в дебюте;
 как разыграть дебют;
 основные цели дебюта;
 как играть в миттельшпиле;
 основные тактические приемы.
28

Дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- объявлять шах;
- ставить простой мат;
- играть в дебюте, выполнять правильную рокировку;
- правильно предлагать ничью и заканчивать партию;
- находить несложные тактические удары;
- проводить элементарные комбинации;
- разыгрывать и играть в открытых и полуоткрытых дебютах;
- записывать шахматную партию.

2.Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:






начало учебного года – 1 сентября,
конец учебного года –31 мая;
начало учебных занятий не ранее 15.00 часов,
окончание – не позднее 19.00 часов;
продолжительность учебного года 36 недель;

общий объем программы 66 часов:
 й год обучения – 33 часа в год;
 й год обучения – 33 часа в год
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

29

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ладья
ладья
слон
слон
Ладья против слона
ферзь
ферзь
Ферзь против ладьи
конь
конь
Конь против фигур
пешка
пешка
Пешка против фигур
король
Король против фигур
шах
шах
мат
мат
мат
Ничья, пат
рокировка
Шахматная партия
Шахматная партия
Шахматная партия
повторение
мониторинг

Всего часов
4

Началь. положение

Формы
контроля
3

Шахматные фигуры

Аттестация
2

Шахматная доска

Количество
часов
1

Шахматная доска

Недели
обучения

Шахматная доска

Календарный учебный график 1 год обучения
Таблица 4

месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь

30

февраль
март
апрель
май

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Шахматная нотация
Запись начального положения
Краткая и полная нотация
Ценность фигур
Достижение матер. перевеса
Способы достижения перевеса
защита
Техника матования короля
Техника матования короля
Техника матования короля
Техника матования короля
Мат без жертвы
цугцванг
Мат в миттельшпиле
Мат в два хода в дебюте
Тема завлечения
Тема отвлечения
Тема блокировки
Тема разрушения королевского
прикрытия
Уничтожение защиты
Тематические приемы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1

31

Патовые комбинации
Вечный шах. ничья
дебют
мониторинг

1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

33

апрель

32

31

30

29

март

28

27

26

24
25

1 1 1

23

22

февраль

Сочетание тактич. приемов

1 1 1 1

21

январь

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

Недели
обучения
декабрь

Превращение пешки

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

6

ноябрь

Тема перекрытия

1

5

октябрь

Тема связки

2

сентябрь

Шахматные комбинации

История шахмат

Всего часов
4

1 1

Шахматная доска

1

месяц

3

Кол-во
часов
Аттестация
Формы
контроля

Мониторинг

Календарный учебный график 2-й год обучения
май

1
1
1
1
1
1
1
1

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповое помещение, стулья, доска, мольберт, шахматная вертикальная
демонстрационная доска, набор шахматных магнитных фигур, комплект
шахматных деревянных фигур с досками (6-7 шт.), портативная колонка,
ноутбук.
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
- интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги.
Интернет – источники:
1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и
учителей. URL: www.planetashkol.ru
3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных
мероприятий,
рекомендованных
Министерством
просвещения Российской Федерации. URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn-p1ai
6. МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru

Кадровое обеспечение.
1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и
учителей. URL: www.planetashkol.ru
3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
32

5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных
мероприятий,
рекомендованных
Министерством
просвещения Российской Федерации.
URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
6. МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru
Методическое обеспечение.
Информационно – педагогический фонд, состоящий из методических пособий
и книг по обучению игре в шахматы для дошкольников. Иллюстративный
материал по каждой теме.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате.
Используемые педагогические технологии:
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают
репродуктивный методы. Они применяются:

игровой,

наглядный

и

1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании
игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет
характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания
знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего
мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
33

Продуктивный метод. Большую роль играют общие принципы ведения игры
на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок
овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Структура занятия
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием
разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на
интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
приветствие, проверка присутствия обучающихся;
объявление темы и цели занятия;
повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
подведение итогов занятия;
34

Методические материалы
Методические разработки:
 конспекты бесед,
 конспекты занятий.
дидактические разработки:
 раздаточный материал,
 плакаты,
 дидактические игры.

.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие
формы:
1. Текущая аттестация:
устный опрос (в середине учебного года);
письменная самостоятельная работа;
решение дидактических игр и заданий;
2. Участие в соревнованиях:
квалификационные турниры;
шахматные турниры;
3. Итоговая аттестация:
контрольная работа;
тестовые задания;
решение упражнений.
Оценочные материалы
Оценочные процедуры освоения программы в рамках данной Программы
«Шахматная азбука» осуществляются в ходе текущего контроля за
успеваемостью, участия в турнирах, итоговой аттестации.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: устного опроса,
собеседования, тестирования.
В процессе обучения по окончанию освоения Программы проводится итоговая
аттестация. Теоретическая подготовка сдается в форме устного опроса,
собеседования, или тестирования.
Практическая подготовка представлена
контрольными упражнениями
35

дидактическими

заданиями,

2.4. Список литературы
Литература для педагогов:
1.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
2.

Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

3.
Сухин И.Г. Шахматы, первы год или Учусь и учу. Пособие для учителя.Обнинск: Духовное возрождение, 2021
4.
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя.
– Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
5.
Кузин С.Л. 1000+ задач по шахматам. Учебное пособие.- Москва:
Проспект, 2025
Литература для детей и родителей:
1.

Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

2.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
3.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
4.
Битно Г.М. Словарные игры на шахматном поле. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2023.

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы (Приложение 1)
Промежуточная и итоговая аттестация качества усвоения знаний и навыков
обучающихся осуществляется поэтапно в процессе наблюдения при помощи:
 диагностической карты оценки ЗУН по Программе;
 тестов, карты оценки способностей и знаний;
 открытых занятий
 участия в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.

36

3.2. Методические материалы (Приложение 2)
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса:
 планы-конспекты отчетных занятий;
 годовой план воспитательной работы;
 сценарии воспитательных мероприятий.

3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)

3.4.Лист корректировки (Приложение 4)

3.5. План воспитательной работы (Приложение 5)

37

38
ФИО

Умеет проводить
элементарные
комбинации;

Знания. Умения. Навыки

Сформированность ЗУН
каждого обучающегося в
баллах

Итого
сформированность
ЗУН группы в %
Умеет правильно
предлагать ничью
и
заканчивать
партию

Умеет играть в
дебюте и
выполнять
правильную
рокировку

Умеет объявлять
шах и ставить
простой мат

«силовые» методы
в шахматах: шах,
нападение, размен,
жертва, угрозы,

Фамилия, имя
обучающегося

Знает шахматную
позицию,
шахматную
нотацию

№

Ориентируется на
шахматном поле

Знает шахматные
термины, названия
шахматных фигур

3.2. Диагностическая карта оценки ЗУН
Приложение 1

Дата проведения диагностики:
Итого

Педагог ДО: ______________________________
Подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения. Диагностика проводится два раза в год – входная
(сентябрь), итоговая (май)

Приложение 2

Сценарий спортивного развлечения в подготовительной группе

Разработал:
педагог дополнительного образования
Семенюк Татьяна Анатольевна

Керчь
2025

Цель: прививать детям интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир
сказок и превращений шахматных фигур.
Задачи:
Образовательная:
- учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с
названием и внешним видом шахматных фигур;
- вызвать у детей интерес к шахматам;
- упражнять в умении отгадывать загадки.
Развивающая:
- развивать у дошкольников память, наблюдательность, внимание;
- развивать умственные, творческие способности, логическое мышление;
- способствовать развитию физической активности.
Воспитательная:
- воспитывать навыки работы в коллективе;
- вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
- создать праздничное настроение детям и гостям праздника.
Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная»,
«Физическая».
Вид
деятельности:
игровая,
исследовательская, двигательная.

коммуникативная,

познавательно-

Методы и приемы : игровой, словесный, наглядный, практический.
Материалы: шапочки с белой и черной короной, квадраты-магниты белого и
черного цвета ( по 8 штук каждого цвета), картонные монеты с изображением
пешки, две демонстрационные шахматные доски с набором фигур, набор
деревянных шахматных фигур с доской, мешочки белого и черного цвета, две
большие короны белого и черного цвета.
Активизация словаря: активизировать речь детей шахматной терминологией
(ладья, слон, конь, ферзь, слон, начальное положение, горизонталь, вертикаль,
адрес фигуры).
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют
шахматные фигуры, знакомство с основными правилами игры; отгадывание
загадок о шахматных фигурах, раскрашивание шахматных фигур,
дидактические шахматные игры.
40

Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Эта чудная игра нам известна с детства
Отправляемся, друзья, в шахматное королевство!
Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они
считались изысканной игрой мудрецов, но постепенно завоевали умы и сердца
многих людей.
Сегодня к нам пожаловала гостья. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
Она маленький солдат,
храбрый и отважный,
ход в две клеточки она
делает однажды.
Кто же это? (Пешка)
(Заходит Пешка.)
Воспитатель: Да, это Пешка. Но только сегодня наша Пешка невеселая. Что же
случилось?
Пешка: Мне очень грустно. Я всего лишь маленькая пешка. А мне так хочется
стать кем-то еще, например, Королевой. Тогда я была бы важной, смогла бы
отдавать поручения. Я была бы справедливой и доброй Королевой, была бы
смелой и уверенной в себе. Но чтобы стать кем-то еще, мне нужно проделать
долгий путь и выполнить много заданий. Боюсь, что я не справлюсь, я ведь
всего лишь маленькая Пешка.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Пешке исполнить свою мечту. Для
этого нам нужно разделиться на две команды: Белой и Черной Королевы. Какой
королевой станет наша Пешка, зависит только от вас.
(Дети делятся на команды, надевают шапочки с обозначение команд.)
Задание 1 «Эстафета»:
На столе между командами лежат квадраты-магниты белого и черного цвета.
Напротив команд стоят две магнитные доски.
Дети по очереди выкладывают горизонталь (команда Белой Королевы) и
вертикаль (команда Черной Королевы).
Команда, которая первой безошибочно выложит линию, получает монету.
Дети садятся на стульчики.
41

Задание 2. «Загадки»
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой? (Шахматный
конь)

Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…(Ладье)

Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку Прекращается игра. (Шахматный
король)

Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок. (Ферзь)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (Рокировкой)

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешки)

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах).

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…(Слон)

( Команда, давшая больше правильных ответов, получает монетку).
Задание 3. Эстафета «Начальное положение».
Перед командами стоят ведущие – воспитатель и Пешка. У каждой в руке
мешочек с шахматными фигурами. На расстоянии стоит стол с шахматной
доской. Дети наощупь достают фигуру, бегут к столу и ставят фигуры на свои
места на шахматной доске. Побеждает команда, которая первой без ошибок
поставила все фигуры своего цвета в начальное положение.
(Дети садятся на стульчики)
Задание 4. Шахматная викторина.
1. Какая страна считается родиной шахмат? (Индия.)
2. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?
(Белые.)
3. Как называется игровое шахматное поле? (Доска.)
4.Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
5.Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
42

6.В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
7.Какой формы шахматная доска? (квадратная)
8.Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
9.Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры).
10.Как ходит и бьёт пешка? (только вперед, наискосок)
11.Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
12.Между какими фигурами на доске стоит конь? (между слоном и ладьей)
13.Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка»,
«заслонка», «коньки».
14.В какую еще игру можно играть на шахматной доске? (Шашки, уголки).
(Команды отвечают по очереди. При неверном ответе команда соперников
получает право дать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает
монетку.)
Задание 5. «Найди место фигуре»
(Команды стоят в колонне по одному. На столе лежат шахматные магнитные
фигуры. На расстоянии стоят две демонстрационные шахматные доски. Дети
должны поставить фигуры на названные поля. Каждая команда ставит фигуры
своего цвета).
Воспитатель: Ну что, команды готовы? Тогда начнем.
Слон – В 5;
Король – D 4;
Ферзь – А 8;
Ладья – G 1;
Конь – H 2;
Пешка – Е 3.
(Выигрывает команда, которая первой без ошибок поставила фигуры на
названные места).
Дети стоят в колонне. Подводятся итоги. Выигравшая команда вручает
Пешке корону своего цвета.
Воспитатель:
Вот и подошел к концу наш шахматный праздник
И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.
Пешка: Продолжайте постигать шахматную науку и идите к новым вершинам
побед. Желаем вам удачи!
43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».